После защиты диссертации ко мне всё чаще стали подходить люди, которые хотят странного. На самый первый звоночек, который слышался ещё зимой (даже до самой защиты, но когда пришествие оной стало неотвратимо), это вопросы на кафедре. Скромные, ненавязчивые вопросы: "А какой темой ты будешь заниматься теперь?" В ответ на такие вопросы я обычно делала круглые глаза и пожимала плечами. До сих пор не могу уложить у себя в голове, неужели это неясно? Люди, я реально потратила пять лет на мух семейства Dolichopodidae. Да, это всего одно семейство, но оно содержит больше 7500 видов, это в самом деле богатый диапазон изменения мофрлогических признаков, очень сложная систематика, очень неоднозначно интерпретируемая разными исследователями. Я могу определять других насекомых, я могу рассказывать студентам про червей, но мои научные помыслы и надежды всё равно сосредоточены только на этом семействе.
Вот представьте, что у вас есть ребёнок, вы любите его, заботитесь о нём, о нём все мысли. В мечтах своих вы видите этого ребёнка выросшим, здоровым и счастливым. В чьей голове может зародиться бредовая мысль, что через пять лет вы выкинете этого ребёнка на улицу со словами: "Ну, теперь пора заняться чем-нибудь новеньким, всё-таки кучу времени потратил на один единственный объект, дальше сам как-нибудь давай". При этом вы по-прежнему его любите и по прежнему хотите видеть счастливым, но на кафедре же сказали...
Нормально? Нет? Такое произойти может только в том случае, если вам он был изначально без особой надобности. Ну, потерпели несколько лет. Ну, отмучились.
Кому-то покажется неправомерным подобное сравнение - мухи что, мухи и мухи, полно их, незачем заморачиваться, но здесь ведь дело не в мухах, жуках, клопах, многоножках и прочих олигохетах. Дело во мне. В каждом из нас. Есть расхожая фраза, которая звучит несколько цинично, но в целом - человек же эгоист, так сложилось эволюционно.
Любят не ребёнка, как отдельную личность, любят своё продолжение в нём.
Я люблю своё время, потраченное на долихоподит, свой вложенный труд, свои идеи, свои планы. Просто так взять всё это и выкинуть на улицу... вы серьёзно? Зачем? Я похожа на моральную самоубийцу?
читать дальшеЗвоночек прозвенел, и я о нём благополучно забыла, до тех пор пока не наступила эта осень. Успешно прошла защита, отгулялось лето. Ну как отгулялось, отпахалось, я бы сказала, но не суть. И тут ко мне начали подходить люди. Это были и праздные преподы с соседних кафедр, и маститые профессора из ближайших областей знаний, и самые близкие ко мне по социальному положению - молодые учёные - молодые, но всё-таки чуть старшей, чуть опытнее, чем я. И все они поздравляли с защитой, дружески и не очень дружески улыбались и спрашивали: "Ну что, какой темой ты займёшься теперь?".
Я не сразу научилась отвечать на такие вопросы. По началу я просто делала недоумённое лицо и говорила, люди, вы что, люди, долихоподиды - это моя любовь, вы видите эти огромные коробки, занявшие половину кафедрального шкафа, вы видите этих чёрненьких козявочек, наколотых на булавки, а вот этих совсем крошечных козявочек, на минуциях - иголках, толщиной с волосок, вы видите вот эти пачки исписанных и изрисованных листков, а вот эту тонну компьютерных файлов, вот здесь данные, не вошедшие в диссертацию, вот здесь я записываю идеи, возникающие по ночам, вы серьёзно думаете, я сейчас брошу всё это, свой труд, свои планы, свои мечты разгадать загадки эволюции крыльев?
"Тебе нужно изменить тему".
В прекрасном городе Санкт-Петербурге есть замечательный Зоологический институт. Лучи добра и света тем учёным, которые двигают науку в его стенах. Но почему они вдруг решили, что они заведуют всеми мухами на свете.
"Мы выбрали тебе группы. Ты можешь взять одно из следующих семейств: Drosophilidae, Ceratopogonidae, Bombyliidae и Phoridae. Полгода назад мы бы дали тебе тахин, но сейчас они уже заняты. Львинок мы тоже уже отдали. В общем, выбирай".
Эй, чуваки, я вас очень уважаю, но всё-таки вертится на языке вопрос. Вы в курсе, что рабство уже отменили? И вообще, с чего вы взяли, что вы - единственные, поставленные богом наместники над мухами? Если я буду заниматься долихоподидами - это моё личное дело. Мои проблемы, мои статьи. Если я посчитаю нужным заниматься гавканьем собаки в лунную ночь, то я буду им заниматься.
Я не против поопределять летающих хомяков - Bombyliidae, если мне подгонят коробочку. Я может даже интересуюсь Форидами и их специфической структурой крыла. Но категорически поставленный вопрос заставляет меня саму скрипеть зубами.
"Но по долихоподидам ты никогда не защитишь докторскую".
Серьёзно? Так может вы уже читали мою докторскую, если вынесли такой вердикт, или, может, вы залезли ко мне в голову, выудили оттуда планы, которыми я пока ни с кем не делилась, и уже всё порешали между собой?
"То, чем ты занимаешься - не наука".
То, чем мне предлагают заниматься - наука. Наука времён Карла Линнея, а сам Линней, зараза такая, к сожалению, умудрился родиться раньше меня, и увёл у меня из-под носа блестящие фаунистические описания. Так сложилось, что фауну описали до меня. И я, как бедный родственних от науки, - уж извините - пойду в математические закономерности эволюции. Вам приходило в голову, что флуктуирующая асимметрия - это окно в эволюцию онтогенетического ландшафта? Или наука - это только сидеть и записывать аккуратным почерком: вид Х найден в деревне Тьмутараканской в количестве двух экземпляров...
Хочется подытожить всё высказанное чем-то особо убойным, но плодить злость не хочется, а на счёт научности - это решит время. Давайте запомним этот момент. А потом мы посмотрим.
P.S. Этот Campsicnemus смотрит вам прямо в душу.