Часть 2.
Ещё одна трудность с которой я столкнулась, это наличие у меня всего двух рук. По скромным подсчётам, для эффективной работы на поприще науки, мне необходимо хотя бы пять. Я или ловлю мух сачком, или же снимаю. Если я ловлю мух сачком, то у меня будет экземпляр в коллекции, который я смогу подробно изучить, измерить со всех сторон, включить в статью. Если же снимаю, у меня будет красивая фоточка, которой я порадую *возможно* читателей своего дайрика, ну и ещё имеется эфемерная возможность пронаблюдать что-то интересное в поведении мух, поскольку при съёмке их тревожишь меньше, чем при поимке, то и шансов на наблюдение тоже больше (но об этом я расскажу чуть позже). Приходится как-то разрываться.
Я ориентируюсь в экологии и биологии своих мух, поэтому примерно предполагаю, где, когда, кого и сколько можно найти. Конечно, я не могу предсказать на 100%, потому что всегда есть внезапные факторы. Например, некоторые виды, очень чувствительны к солнечному свету:
Poecilobothrus regalis появляется на поверхности болото-озёр, если температура достигает 28 градусов и переваливает за них. Поэтому искать
P. regalis рано утром - бессмысленно, нужно приходить в полдень.
Dolichopus'ы обычно тоже не против погреться на солнышке, но вполне выдерживают и более низкие температуры.
читать дальшеЗдесь есть ещё один нюанс. Поскольку мухи - не теплокровные, как мы с вами, их метаболизм сильно зависит от температуры окружающей среды. Проще говоря, чем ярче светит солнышко, тем шустрее мухи удирают от камеры и от сачка. Важно найти разумный баланс: чтобы мухи уже были, но чтобы они не перегревались. Поэтому в полдень на открытом месте снимать гораздо сложнее, чем часов в 9-10 в теньке, в лесу. Хотя в теньке фото могут получиться хуже из-за недостатка света.
Стандартный сценарий моего похода за мухами такой. Я прихожу на местность, где, как я предполагаю, будет много мух. Нет, понятно, что мухи есть практически везде, но меня интересует их видовой состав и плотность популяции. При низкой плотности снимать на имеет смысла: просидишь, как дурак, и уйдёшь с одной размытой фотографией.
Когда ломишься по лесу, даже если делать это очень аккуратно, мухи ощущают потоки воздуха и прячутся. Поэтому мгновенно по приходу скорее всего ничего не будет (исключение - роение у массовых видов, когда самцы ищут самок, и все их мысли забиты продолжением рода, тогда их можно практически руками собирать, но это случай редкий, мы его рассматривать не будем).
Поэтому сразу после прихода я опускаюсь на корточки и некоторое время выжидаю. Мухи успокаиваются, думают, что я - ветошь, и начинают подлетать поближе.
Ну как, поближе. Примерно на расстоянии 30-50 см от меня - это, я считаю, подходящий экземпляр для снимка. Я очень медленно и осторожно приближаюсь к нему с фотоаппаратом. Расстояние между мухой и объективом должно быть минимальным. Большинство экземпляров сматывается на данном этапе. Я мысленно ругаюсь и жду дальше.
Нужно выбрать точку, сидеть в которой наиболее эффективно. Обычно за раз я меняю 5-6 точек, пока не облюбую какую-нибудь одну. Ну а дальше уже рутина: подползаешь к мухе, пытаешься установить штатив на что-то твёрдое, наводишь фокус, снимаешь. На снимке получается смазанное пятно, потому что муха уже решила ломануться по своим делам. Мысленно ругаешься, стараешься пореже дышать, ждёшь, когда на листочек присядет другая муха. Ползёшь к ней, тыкаешь штатив в землю, наводишь фокус, тут налетает ветер, и листочек начинает бешено колыхаться. Проклинаешь силы природы. Мысленно материшься. Ползёшь на пузе к следующей мухе. Тут, я думаю, всё понятно)))
Вообще, на мой сугубо личный взгляд, удачность снимка зависит на 60% от терпения, на 35% от удачи и на 5% от мастерства. То есть даже с моими фиговыми навыками новичка, у меня есть неплохие снимки (но мне всё равно ни один не нравится, авававававав!). Но главное - терпение. Такое ползание у меня занимает 3-4 часа, то есть ровно до тех пор, пока муж, мама, начальство не начинает названивать со словами: "Маша, ты потонула там в болоте, да?".
Кстати, про болото. Мои мухи предпочитают увлажнённые местообитания. Поэтому обычно после таких ползаний я грязная и мокрая. Штаны стираю каждый день, а кеды улетают по три пары за сезон. Если их регулярно топить в болоте, а потом пытаться чистить-стирать, тут мало какой материал выдержит. Муж всё время смеётся надо мной, мол, зачем тебе дорогая обувь, всё равно в болоте утопишь.
Кроме того, через 3-4 часа таких упражнений мои спина, шея, колени и прочие части тела усиленно посылают меня нафиг. Но танки грязи не боятся! Я обожаю ползать в болоте, чего уж там. Меня хлебом не корми, дай там поползать. Родственники и друзья уже смирились.