ну кроме меня естественно)) Но я всё равно хочу оставить его тут для памяти и написать кое-какие свои мысли на эту тему. Итак, сначала статья.
"Завлекалочки" и предзнаменования: как поддерживать интерес читателя. (с) Эльвира Барякина
Завлекалочки"Завлекалочки" бывают следующих типов.
1) Забегание вперед
Она еще не знала, что это событие круто изменит ее жизнь.
2) онец главы на самом интересном месте
Маша упала, поползла, но Тень была быстрее. Что-то холодное скользнуло по щиколотке.
— Не надо!
Маша оглянулась и увидела, что Тень сгустилась и приобрела контуры человеческой фигуры.
Точка. Глава закончилась, но читатель наверняка захочет узнать, что это за Тень и в кого именно она превратилась. Этот прием постоянно используется в телесериалах — именно потому, что он работает.
3) Вопрос без ответа
Герой задает важный вопрос, но другой персонаж не отвечает ему.
— Ты думаешь, это Вася украл наши деньги?
По лицу Кондрата скользнула многозначительная улыбка.
— Кто знает, кто знает...
4) Страх и беспокойство
Самый действенный прием: героя что-то тревожит, он чувствует, что над ним нависла угроза, но не может распознать ее. Например, девушка входит в квартиру и замечает, что все часы отстают ровно на тридцать минут. Она живет одна, ключ от двери есть только у нее. Кто-то тайно проник к ней в дом и перевел стрелки. Но кто? И зачем ему это понадобилось?
5) Предзнаменование в художественной литературе — это сигнал читателю, что скоро произойдет что-то ужасное и/или необычное.
Типы предзнаменований:
а) Образы-ключи
Использование образов, которые обычно символизируют беду: черная кошка, перебежавшая дорогу; карканье ворона; гроза; внезапно потухшая свеча и т.п.
б) Нарушение порядка вещей
Автор акцентирует внимание читателя на том, что герой делает что-то ему несвойственное. Например, аккуратная по натуре секретарша забывает выключить компьютер. Ясно, что за этим последует какое-то интересное событие.
в) Заговор
г) Окружающие что-то знают, но не говорят об этом герою. По обрывкам слов, по мимике и жестам он понимает, что что-то происходит, но не знает, что именно.
д) Читатель-аутсайдер
Герой знает какую-то тайну, но автор не раскрывает все карты читателю. Он лишь намекает, что скоро все прояснится.
Этот прием постоянно использовал Артур Конан Дойл в рассказах о Шерлоке Холмсе.Ну так вот, а теперь расскажу от себя. Как-то я начиналась подобных статей и решила, что каждую часть буду заканчивать маленькой интригой, ну такой себе небольшой загадкой, которая и не сильно оттягивала бы внимание и тем не менее это самое внимание удерживала. На самом деле, решить-то решила, а вот выполнить это решение оказалось тяжеловато. Писала в то время я первую главу, она нифига не шла, потому что в конца каждого отрывка я устраивала мозговой штурм на тему - чего ты такого загадать позаковыристее... В некоторых моментах, на мой взгляд, это получалось довольно-таки удачно. Написать в конце абзаца предложение типа "Он вошёл в эту странную дверь, а тааааам..." не так уж и трудно, труднее - придумать, что же было там такого, чтобы потом самой не плеваться.
Что же я могу сказать о приёмах вроде "вопрос без ответа" и "забегание вперёд", то тут написать красивую интригу, которая по-настоящему бы завлекала и не вызывала у читателя раздражённый скрип зубами, по-моему, очень тяжело. Слышала много высказываний на тему "какого чёрта этот писатель обрывает повествование на самом интересном, это дико бесит... зачем он напихал в текст столько предзнаменований, это жутко раздражает". весь фокус в том, на мой взгляд, что нужно употреблять эти приёмы, но так осторожненько, чтобы они не вываливались их текста прямо на колени читателю.
В связи со всем вышесказанным вопрос.
Друзья пишущие, вы используете эти приёмы или считаете это моветоном? Читатель ведь может с интересом наблюдать за развитием событий и без обманных завлекалочек, но просто из-за того, что у автора лёгкий стиль, красивый язык, его герои живые и интересные.
Друзья читающие, вас раздражают эти приёмы или наоборот, вызывают живейший интерес и желание скорее заглянуть в конец книжки?